Игры для гиперактивных детей

Для того чтобы вовлечь гиперактивного ребенка в игру, взрослые должны не только быть готовыми к трудностям, связанным с поведением таких учащихся, но и учесть все особенности этой категории.


Гиперактивность - это нарушение, при котором у детей часто возникает импульсивность. Таким детям трудно усидеть на месте, почти невозможно долго находиться в команде и правильно выполнять требования педагогов или руководителей. Дефицит внимания, которым обычно сопровождается гиперактивность, приводит к тому, что дети плохо усваивают инструкции, не могут довести до конца начатое дело, в том числе и игру. Дети не могут дождаться своей очереди, могут вступить в конфликт. Все это приводит к быстрой утомляемости, и малыш быстро теряет интерес к игре.

Вот почему игры для гиперактивных имеют свою специфику. Помощь гиперактивным детям оказывается прежде всего в игре. Начинать вовлечение малыша в игру нужно индивидуально, с тренировки одной функции. Например, прежде чем проводить коллективную игру, связанную с передачей мяча, целесообразно вначале поиграть с малышом в игру «Запрещенное движение». Смысл игры заключается в том, что малыш выполняет вслед за ведущим все движения, кроме одного, запрещенного. Можно тренировать функции внимания, контроля движений, усидчивости.

После того, как успех будет достигнут, можно переходить к тренировкам нескольких функций одновременно. Внимание и активность прекрасно развивают игры типа «Замри-отомри» и «Колпак мой треугольный», во время которых дети поют или говорят и одновременно показывают руками то, о чем они поют.

Игра в «Кричалки-молчалки», придуманная педагогом Шевцовой И.В. развивает волю, наблюдательность и умение действовать по команде.Для игры заранее готовятся три карточки разных цветов. Когда ведущий показывает, например, красную карточку, дети могут кричать, бегать. Синяя карточка разрешает медленно передвигаться и говорить тихим шепотом. Зеленая обозначает полное молчание и неподвижность.

Для младших школьников психологи рекомендуют игру в «Морские волны», развивающую внимание и умение действовать в коллективе. По команде ведущего встают ученики, сидящие за первой партой. Через несколько секунд - за второй и т.д. Когда встали учащиеся, сидящие за последними столами, первые топают ногой, за ними следующие. Количество и варианты движений могут варьироваться.

Но особенность гиперактивных детей заключается в том, что им нужно периодически «выпускать пар». Чтобы делать это организованно, можно поиграть в «Поймай комара». Игра позволяет активно двигаться, в то же время, сбрасывая напряжение. Ведущий предлагает ловить комаров, налетевших в окно, и показывает движения. Целесообразны взмахи рук, сжимание кулаков, хлопки в ладоши. Главное - не задеть соседа. По команде: « Стоп!» дети должны сесть в указанную позу. Игра завершается глубокими вдохами или несколькими релаксационными упражнениями по выбору педагога.

Пошуметь и одновременно развить внимание поможет игра, во время которой ведущий выходит за дверь, а игроки загадывают строчку из известной песенки. Каждому достается по одному слову. Когда ведущий возвращается, все начинают громко выкрикивать свои слова. Задача ведущего - назвать строчку.

Игры для гиперактивных детей способствуют развитию всех познавательных процессов. Главное в играх с гиперактивными детьми - дозированное чередование активных и спокойных игр, не допускающее перевозбуждения.